Размер шрифта: A A A

Земля в иллюминаторе

• Главная страница
  • Новости
87

Начало космической эры в истории человечества было положено 4 октября 1957 года: отечественная ракета, стартовавшая с космодрома Байконур, достигла первой космической скорости и вывела на орбиту вокруг Земли первый в мире искусственный спутник – шар диаметром 60 сантиметров. Он находился на орбите 92 дня, проделав путь длиной около 60 миллионов километров. Группу учёных по созданию спутника возглавлял Сергей Королёв.

12 апреля 1961 года человечество впервые смогло посмотреть на планету со стороны глазами первого космонавта Юрия Гарина, воочию увидев, что мы не являемся центром Вселенной, а лишь частицей этого безграничного пространства.

Полёт человека в космос перевернул сознание людей. Космическая тема захватила все сферы жизни: выпускалась различная продукция (почтовые марки, детские игрушки, бытовая техника). Деятели искусства стали внедрять в своё творчество тему космоса для поднятия патриотического духа.

Идея освоения человеком Вселенной получила широкое отражение в изобразительном искусстве, литературе, кинолентах, музыкальных произведениях, под которые хорошо мечтается о звездах.

Одной из монументальных живописных работ считается полотно Таира Салахова «Тебе, человечество!». По признанию автора, он писал картину не по заказу, а по внутреннему, оптимистическому велению души. Изображенные художником две летящие в голубом просторе фигуры со светящимися сферами в вытянутых руках стали восприниматься как романтический гимн подвигу – полету человека в космос. Холст размером два на шесть метров не умещался в мастерской, поэтому картина создавалась в вестибюле школы. Символично, что работа впервые была выставлена 12 апреля 1961 года.

В том же 1961 году Александр Дейнека создал эскиз к мозаичному панно, которое должно было украсить московский Дворец съездов – «Покорители космоса».

Творчество советских художников передаёт ощущение сбывающегося счастья и того, что завтрашний день будет ещё лучше сегодняшнего. Это счастье человека-творца, созидателя и победителя.

Валентина Терешкова совершила полёт в космос в июне 1963 года. Картина «Чайка» Амира Мазитова показывает её на лётном поле с парашютом во время тренировки в Ярославском летном клубе.

Герои того времени – космические путешественники, учёные, первооткрыватели. Им посвящена работа Леонида и Ольги Тихомировых «Во имя человечества».

Рубен Гевондян изобразил Бюракан, где расположена обсерватория в Армении. В работе «Звёздный час» художник вводит, подчёркивая связь времен, древние символы трёх стихий – водной, земной и воздушной, властелином которых стал человек на своем пути в космос.

На картине Камиля Муллашева «Утро» запечатлен момент возвращения на Землю: спускаемый космический аппарат приземляется в казахской степи. Его же полотно «Юность» изображает спускаемый аппарат космического корабля, прикрытый похожим на гигантскую фантастическую раковину парашютом. Рядом человек в скафандре, после долгого космического путешествия делающий первые шаги по родной планете. Картина похожа на философское размышление о том, что всегда будет дорого человеку, о таких простых и близких каждому понятиях, как Земля, Родина, отчий дом, о радости возвращения к ним.

Множество картин посвящено главному герою времени Юрию Гагарину. Борис Кукулиев покорителя космического пространства изобразил даже в уникальной манере палехской росписи.

Список книг о настоящих героях – космонавтах может быть нескончаемым. Вот несколько историй о смелых, целеустремленных людях, их подвигах в космическом пространстве.

Николай Надеждин. «Юрий Гагарин»

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в мировой истории полет в космос на корабле «Восток». Чуть менее чем за два часа он облетел земной шар и успешно приземлился в районе небольшой деревни в Саратовской области. В тот день улыбчивый и храбрый Гагарин стал символом эпохи. Книга возвращает читателя к триумфу, который принес первый полет СССР. Надеждин рассказывает о жизни великого соотечественника с самого детства до момента трагической гибели. Воспоминания проиллюстрированы редкими фотографиями, которые сделаны при жизни Гагарина.

Алексей Леонов. «Время первых. Судьба моя – я сам...»

Алексей Леонов – первый человек, вышедший в открытый космос. Между этим историческим событием и появлением у Алексея мечты стать космонавтом произошло много важных, судьбоносных событий. О них Леонов и рассказывает в своей книге. Космонавт вспоминает о детстве, женитьбе и тренировках, о людях, с которыми встречался. Рассказывает о забавных ситуациях: например, о розыгрыше американских коллег, когда Леонов приклеил на тюбики с борщом этикетки с водкой. Есть здесь и фрагменты, от которых навернутся слезы: последний разговор-исповедь Королева, гибель Юрия Гагарина. Это честные и искренние мемуары о тяжелой, но интересной и важной работе.

Юрий Батурин. «Властелины бесконечности. Космонавт о профессии и судьбе»

Как проходит жизнь в Звездном городке? Бывает ли космонавтам страшно? Как космос меняет людей? Ответы на эти и сотню других вопросов о профессии космонавта дает летчик-космонавт Юрий Батурин, дважды побывавший в космосе. Батурин вспоминает, как сложились традиции, принятые у космонавтов сейчас, как его коллеги развлекаются в космосе, что у них на ужин и как они принимают душ без душевой кабины. Благодаря его историям можно лучше понять тех людей, которые решают связать свою жизнь с космосом; узнать, как они проходят путь от маленьких мальчишек, грезящих о полетах, до целеустремленных личностей, готовых к самоотдаче и жесткой дисциплине.

Виктор Савиных. «Салют-7. Записки с «мертвой» станции»

Станцию «Салют-7» не просто так называют «мертвой». В 1985 году она перестала отвечать за сигналы из ЦУПа. Станция вышла из-под контроля и угрожала человеческим жизням и репутации советской космонавтики. На «Салют-7» отправили экипаж самых опытных космонавтов – в их числе Виктора Савиных. Команде поставили задачу: «оживить» станцию, вернуть под контроль ЦУПа и предотвратить ее падение на Землю. Эта книга – рассказ о тех событиях, собранный из отрывков дневников, которые космонавт вел на борту. Персонажи истории – не фантастические супергерои, а обычные люди, которые смогли совершить подвиг вселенского масштаба.

Олег Фейгин. «Удивительная космонавтика. Маленькие рассказы о тайнах, загадках и открытиях на пути в большой космос»

Подпольные исследования ученых, таинственные находки космонавтов во время миссий, мифы и легенды о Луне и Марсе – Олег Фейгин рассказывает о малоизвестных фактах и гипотезах покорения космоса. Из книги можно узнать много нового, о чем обычно не рассказывают в популярных передачах и фильмах. Например, как делали скафандры для животных, как космонавты справлялись с нарушенными биоритмами, что такое лунные пещеры, какие находки на Марсе поразили ученых. Также автор рассматривает перспективы развития космического туризма и дальнейшего освоения Солнечной системы.

Митио Каку. «Космос Эйнштейна. Как открытия Альберта Эйнштейна изменили наши представления о пространстве и времени»

Теории Эйнштейна и сделанные им несколько десятилетий назад предсказания до сих пор будоражат общественность. Черные дыры, которые когда-то считались причудой ученого, были обнаружены радиотелескопом и телескопом «Хаббл». Кольца Эйнштейна и линзы Эйнштейна не только нашли практическое подтверждение, но и являются теперь основным инструментом астрономов при измерении невидимых объектов в дальнем космосе. О жизни и важных открытиях гениального ученого доступно рассказывает автор.

Джеффри Клугер. «Аполлон-8». Захватывающая история первого полета к Луне»

В конце 1968 года пилотируемый обитаемый корабль «Аполлон-8» стартовал из центра Джона Кеннеди во Флориде. Это был первый случай в истории, когда люди отправились к Луне и успешно вышли на орбиту. Мероприятие было рискованным: всего за год до того пуска программа потерпела несколько неудач и три астронавта погибли на испытаниях. Несмотря на опасности, корабль всё же рискнули отправить. К счастью, попытка увенчалась успехом и дала старт новой эре в освоении космоса. Джеффри Клугер подробно рассказывает об истории и судьбе этой миссии и ее главных действующих лицах.

Джулиан Гатри. «Как построить космический корабль. О команде авантюристов, гонках на выживание и наступлении эры частного освоения космоса»

Эта книга о реальных событиях читается как приключенческий авантюрный роман. Герои историй Джулиана Гатри напоминают о важном: нет преград, если вы умеете мечтать, целеустремлены и не боитесь сложностей. Их объединила одна цель – продвинуть космонавтику на новый уровень. Им это удалось.

Майк Маллейн. «Верхом на ракете. Возмутительные истории астронавта шаттла»

Американский астронавт Майкл Маллейн погружает читателя в подробности важного для истории космонавтики и драматичного эпизода покорения космоса — программу Space Shuttle. Многоразовые корабли, которые создавали, опережая время, оказались самыми опасными из всех когда-либо пилотируемых человеком средств: два из пяти шаттлов разбились, а вместе с ними трагически погибли 14 пилотов. Маллейн подробно описывает, как готовили корабли к полетам и почему начали их использовать, несмотря на проблемы. Книга рисует честный портрет эпохи, полный бюрократических ошибок и надежд простых американцев.

Кристофер Хэдфилд. «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите»

Когда Кристофер Хэдфилд в детстве мечтал о полетах в космос, он понимал, что шансов у него мало, но не сдался. Кристофер стал тренироваться, усердно учиться и выбрал военное образование – самый короткий путь в космонавтику. В итоге Хэдфилд стал одним из самых опытных и популярных астронавтов в мире. В книге он подробно рассказывает о том, какие препятствия преодолел на пути к своей мечте и что почувствовал, когда смог ее осуществить.

Космонавты были одними из главных героев нашей страны, но художественных нефантастических фильмов о них сняли не так уж и много. Некоторые из них представлены в подборке ниже.

Так начиналась легенда (1976)

Картина повествует о детстве Юрия Гагарина. Именно ранние годы сыграли важную роль в становлении его личности и выборе дальнейшего жизненного пути. Когда будущему космонавту было семь лет, началась Великая Отечественная война. Юра видел, как тяжело приходилось его близким, вместе с ними переживал голодные годы в родной оккупированной деревне и был свидетелем того, как его старших брата и сестру насильно отправили в Германию. Он помогал советским летчикам и спасал младших товарищей от расправы, принимал участие в восстановлении родной школы после изгнания нацистов.

Фильм «Так начиналась легенда» был снят по мотивам «Рассказов о Гагарине» писателя Юрия Нагибина. Изначально автор планировал создать картину о всей жизни легендарного космонавта, но столкнулся с проблемой: подобрать актера на роль взрослого Гагарина с его узнаваемой доброй улыбкой оказалось слишком трудно.

«Укрощение огня» (1972)

Это обстоятельный эпос о развитии космонавтики в СССР. В качестве прототипа главного героя выступает Сергей Павлович Королев. Конструктор Андрей Башкирцев объединяет в себе черты многих выдающихся учёных, работавших над ракетами. Здесь есть рассказ и о «Катюше», и о ФАУ-2, и об искусственном спутнике, и, конечно же, о первом человеке в космосе. Сыгравший главную роль Кирилл Лавров показал главные черты Королева – самоотдачу, фанатизм, максимализм, зачастую категоричность и требовательность по отношению к себе и другим (доступен к просмотру на сайте «Мосфильма»: https://www.mosfilm.ru/cinema/films/ukroshchenie-ognya/).

«Иду искать» (1966)

В киноповести повествуется о судьбе ученого Андрея Гусарова, который проходит сложный путь в науке. События разворачиваются в тридцатые годы, тяжелые для него времена лишений и серьезных поражений, охватывают годы войны и завершаются в конце пятидесятых, во времена первого успешного запуска искусственного спутника Земли.

«Разбег» (1982)

Кинофильм представляет собой молодёжную драму о юности авиаконструктора, когда он загорелся желанием взлететь в небо. Ради этого он познакомился с лётчиком Александром Фатюшиным и организовал при школе мастерскую для создания планера. Главным консультантом картины выступил дважды Герой СССР, лётчик-космонавт Виталий Севастьянов.

«Самые первые» (1961)

Уникальность картины в том, что она вышла на экраны в 1961 году, и в нее пришлось вносить коррективы из-за... полета Гагарина.

Сюжет фильма таков: летчика Сергея Сазонова отбирают в группу, которая готовится к первому полету человека в космос. Сергей настолько погружен в процесс, что считает, что отношения с возлюбленной могут этому помешать, и решает расстаться с ней. Но в итоге, разобравшись в чувствах, молодые люди решают пожениться.

Но пока фильм снимали, Юрий Гагарин поднялся на орбиту. В итоге сценарий срочно изменили – теперь главный герой в Кремле узнавал, что станет участником подготовки к полету на Луну.

«Корабль пришельцев» (1985)

В основу сюжета лег реальный случай. 22 декабря 1960 года стартовал корабль «Восток 1К № 6» с собаками на борту. Ракета из-за аварии не добралась до орбиты, и спускаемый аппарат в итоге приземлился в Эвенкии в районе реки Подкаменная Тунгуска, прославившемся падением пресловутого Тунгусского метеорита. Туда срочно отправилась команда Главного конструктора. На месте спасателям помогали жители целого города, расчистившие взлётную полосу, и метеоролог, поначалу принявший аппарат за корабль пришельцев. Авторы постарались показать работу людей, связанных с космической отраслью, максимально близко к реальности. Известно, что дворнягу-летчицу Жульку приютил специалист по авиационной медицине – академик Олег Газенко, и она прожила у него около 12 лет.

«Возвращение с орбиты» (1983)

Остросюжетная киноистория, основанная на аварии на старте, угрозе жизни космонавтов. Такой случай действительно произошел 26 сентября 1983 года с Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым.

«Гагарин. Первый в космосе» (2013)

Первый современный фильм, полностью посвященный биографии космонавта был снят с согласия семьи Юрия Гагарина. Длительность этой картины составляет 108 минут – ровно столько же, сколько Гагарин провел в космосе. Съемки ленты проходили в Тверской области, Москве и Крыму. В Евпатории возвели декорации космодрома Байконур с кораблем «Восток-1» в натуральную величину.

«Время первых» (2017)

Приключенческая драма о космонавтах, которые отправляются в опасный полет с целью впервые выйти в открытый космос. Для опасной миссии ничего не готово, техника проваливает испытания, а из-за неисправностей оборудования гибнет инженер. Отправиться в полет вызываются самые отчаянные космонавты, которые в прошлом были смелыми летчиками – Алексей Леонов и Павел Беляев. Кажется, что они идут на верную смерть, но нежелание уступать пробуждает в них волю к героическим поступкам. Консультантом картины, рассказывающей о первом выходе в открытый космос, стал человек сделавший это – Алексей Леонов.

«Салют-7» (2017)

В 1985 году с советской космической станцией «Салют-7», в течение полугода находящейся в беспилотном режиме, внезапно пропала связь. Ситуация, казалось, вышла из-под контроля: падение станции на Землю могло бы привести к серьезным человеческим жертвам, разрушению важных объектов и даже целых городов. Чтобы предотвратить катастрофу, на орбиту отправляют самых опытных космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных (в фильме героев зовут Владимир Федоров и Виктор Алехин), которые провели уникальную операцию по стыковке с аварийной станцией «Салют-7» и восстановлению ее работоспособности. Этот полет поныне считается самым сложным в истории космонавтики.

«Вызов» (2023)

Первый российский фильм, значительная часть которого снята непосредственно в космосе, представляет из себя симбиоз всех самых популярных в России жанров. Отличают картину масштабные съемки, производственный бюджет с участием Первого канала и Роскомоса, а также настоящие космонавты в реальном космическом полете в кадре.

Земля в иллюминаторе